Кабинет истории и методологии математики и механики. Сентябрь-декабрь 2022 г.

Методические материалы к лекциям (сентябрь-декабрь 2022 г.)

Общие методические рекомендации к курсам по истории и методологии математики и механики :

по истории и методологии математики -- https://math.msu.ru/node/1247#%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8

по истории и методологии механики -- https://math.msu.ru/node/1247#%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Материалы к лекциям по истории и методологии математики (лектор -- Смирнова Г.С.)

Зачет по истории математики для магистрантов 2 года обучения

Материалы к лекциям по истории и методологии механики (лектор -- Чиненова В.Н.)

Материалы к спецкурсу профессора Демидова С.С. по истории математики в России

Материалы к спецкурсу Чиненовой В.Н. по истории механики в России

Материалы к семинарским занятиям по ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ для студентов факультета психологии МГУ

 

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ МАТЕМАТИКИ для магистрантов 2 года (лектор -- Смирнова Г.С.)

Лекция Смирновой Г.С. по истории математики в понедельник, 26 сентября 2022 г., пройдет с 9.00 он-лайн в Google Meet по ссылке https://meet.google.com/okd-tqzw-xrb  . Для того, чтобы воспользоваться этой ссылкой, Вы должны находиться в Google-аккаунте.

Дорогие магистранты!

Для сдачи зачета по истории математики необходимо до 1 декабря 2022 г. написать и сдать мне на проверку рефераты по классическим математическим сочинениям. Я должна успеть познакомиться с ними ДО зачета, который будет проходить после 20 декабря. Готова принимать их по электронной почте galina.smirnova@math.msu.ru в виде PDF-файлов (т.е. можно, если вы не умеете пользоваться ТеХом, набрать текст в Ворде и сохранить его как pdf-файл, или сфотографировать рукописный текст, а потом конвертировать изображение в pdf-файл).

Постарайтесь, пожалуйста, обратить серьезное внимание на то, чтобы в реферате наряду с цитированием классического сочинения все же присутствовали:

-- биографические сведения об авторе,

-- данные о первой публикации избранного сочинения и данные того издания, которым вы пользовались при написании реферата с указанием авторов перевода и комментариев,

-- список использованной литературы, оформленный по существующим правилам.

Особенно поощряется наличие собственных мыслей или идей, или точек зрения на рассматриваемое сочинение и его место в развитии математики.  Имейте также в виду, что проверка на плагиат будет проведена обязательно.

ЛИТЕРАТУРА (список использованных источников и литературы, а также библиографические сноски и примечания) помещается в конце работы (сразу за основным текстом) после слов «Литература», «Литература и примечания», «Источники и литература» и т.п.

Номер каждой ссылки на литературу, источник или примечание указывать в основном тексте в квадратных скобках: [2], [4–6], [5, с. 28]. Литературу/источники/примечания размещать в общем списке в порядке появления в тексте (а не по алфавиту).

Список литературы/источников/примечаний оформлять, следуя приведенным ниже образцам:

Для учебников и монографий:

1. Епифанов Г. В. Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1999. 225 с.

2. Епифанов Г. В., Успенский В. А. Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1999. 225 с.: ил.

Для сборников:

3. Развитие науки в Сибири: методология, историография, источниковедение / А. А. Иванов и др. / Отв. ред. В. Л. Соскин. Новосибирск: Наука, 1986. (Так оформлять сборники с 3 и более авторами).

4. Танасийчук В. Н. Подземные дворцы // Крутые снега: Записки горного туриста / Под ред. С. В. Дудке. М., 2000. С. 28–37.

5. Коулер Р. Менеджмент в науке в Рокфеллеровском фонде: Уоррен Уивер и программа фонда по молекулярной биологии // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. №2. С. 48–85.

6. Koonin E. V. The Origin at 150: is a new evolutionary synthesis in sight? // Trends in Genetics. 2009. Vol. 25. №. 11. P. 473–475.

7. Об издании «Ученых Записок» Императорской академии наук // Ученые записки Императорской академии наук по первому и третьему отделениям. 1852. Т. 1, вып. 1. С. CXXXVIII–CXXXIX.

Для отдельных томов и др. из собраний сочинений:

8. Толстой Л. Н. Собр. соч. В 10 т. Т. 5. М., 1995. 535 с.

9. Толстой Л. Н. Письмо к С. А. Берс от 10.11.1898 // Собр. соч. В 10 т. М., 1995. Т. 5. С. 398.

Для архивных документов:

10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 133. Д. 266. Л. 175–177.

Для электронных ресурсов:

11. История предприятия РУЭСП «Днепробугводпуть». [Электронный ресурс]. URL: https://www.dneprobug.by/about/history/ (дата обращения: 21.01.2020).

Берегите себя!

Список классических математических сочинений для реферирования

Список литературы по истории математики

Лекция от 5 сентября 2022 г.      https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_1.pdf

Лекция от 12 сентября 2022 г.    https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_2.pdf

Лекция от 19 сентября 2022 г.    https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_3.pdf

Лекция от 26 сентября 2022 г.    https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_4.pdf

 

ЗАЧЕТ ПО ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ 2 года обучения начнется ...

Вторая попытка -- ...

Список вопросов к зачету по истории математики

                                           

 

 


МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ МЕХАНИКИ для магистрантов 2 года (лектор -- Чиненова В.Н.)

О дополнительных консультациях Чиненовой В.Н. для магистрантов–механиков 2-го г.обучения будет объявлено позже.

Список вопросов к зачету по истории механики в декабре 2020 г.

Первоисточники, рассматриваемые в курсе.

При выставлении зачета учитывается реферат первоисточника, оформленный в соответствии с требованиями, указанными на лекциях..

Список первоисточников, рекомендуемых для реферирования в 2021 г.:

Лагранж.Ж. - Аналитическая механика.М.-Л. ГОНТИ ЗЗТИ СССР 1938.Т.1, 2-е изд.1950.

Ньютон И.-Математические начала натурльной философии.М.Наука. 1989.

Гюйгенс Х.- Маятниковые часы //В кн. Три мемуара по механике. Изд-во АН СССР. 1951.

Эйлер Л. -Основы динамики точки. М.-Л. ГТТИ. 1938.

Галилео Галилей.- Избранные труды в двух томах. М.: Наука. 1964

Реферат должен в себя включать:

     1) рассказ об авторе;

     2) рассказ о книге (история создания, содержание, основные достижения) со ссылкой на источник;

     3) мотивация выбора раздела для конспектирования;

     4) содержание раздела;

     5) основные результаты, описанные в разделе (можно, например, посмотреть в учебнике, главные достижения автора первоисточника).

Лекция от 5 сентября  2022 г.   https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_1-vvodnaya-05-09-22_1.pdf

Лекция 2 от 19.09.2022      https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_2-19-09-22.pdf

 


 

МАТЕРИАЛЫ К СПЕЦКУРСУ проф. ДЕМИДОВА С.С.  по ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В РОССИИ

Развитие математики в России с древности до конца ХХ века.

Осенний семестр 2022 года.

Приобщение России к европейской науке (в том числе математике) Нового времени произошло в ходе реформ Петра Великого. Математику допетровской Руси следует рассматривать как явление средневековой математической культуры. В созданной по воле Петра Академии наук особенное место было уделено математике и математическим наукам. Мощный импульс её развитию в стране придал один из первых петербургских академиков Леонард Эйлер. Однако первые крупные достижения собственно российской математической мысли появились лишь в 30-ые годы XIX века (Н.И. Лобачевский).

Заметным явлением в Европе русская математика стала лишь в последней трети XIX столетия (это, прежде всего, П.Л. Чебышев и его ученики). Каким образом, вопреки драматическим для страны событиям гражданской истории ХХ века – революциям, гражданской войне, разразившейся в ходе Первой мировой войны, наконец, Великой Отечественной войне – к середине ХХ века отечественная математика выросла в одну из определяющих сил математики мировой?

Пытаясь ответить на этот вопрос, мы рассмотрим процесс развития математики в стране как научной и образовательной дисциплины с 20-ых годов XVIII до 60-ых годов ХХ столетия в контексте развития мировой математической мысли. Мы попробуем взглянуть на него как в плане истории идей, так и в аспекте социальной истории, то есть как развитие института, взаимодействовавшего с другими государственными учреждениями и общественными организациями, во взаимосвязи с различными сторонами культурной жизни общества. Особое внимание будет уделено процессу зарождения и становления Советской математической школы – одной из ведущих мировых математических школ второй половины ХХ века.  В частности, будет рассмотрены вопросы о философском контексте развития российской математической мысли (идеи Н.В. Бугаева, П.А. Флоренского, Н.Н. Лузина и др.), идеологической атмосфере в советском математическом сообществе – борьба с егоровщиной, «дело академика Н.Н. Лузина», борьба с инакомыслием в 60-е годы и др.), о триумфе Советской математической школы в 60-е годы ХХ столетия.

Спецкурс будет читаться по средам. Начало лекций в 17.00.  О дате первой лекции и об аудитории будет сообщено дополнительно.

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА                   

  1. Историко-математические исследования. Вып. 1. М.- Л.: ГИТТЛ, 1948 ‒ Вып. 15(50). Москва: Янус-К, 2014.
  2. Юшкевич А.П. История математики в России. М., 1968.
  3. Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. С примечаниями и дополнениями С.С. Демидова. Изд. 2-е. Москва: URSS. 2005.
  4. История отечественной математики. Т. 1‒4. Киев: Наукова думка, 1966‒1970.
  5. Симонов Р.А. Естественнонаучная мысль Древней Руси: Избранные труды. М.: Русская книга, 2001.
  6. Рыбников К.А.  История математики. Москва: Изд-во Московского университета. 1994.
  7. Полякова Т.С. История математического образования в России. Москва: Изд-во Московского университета. 2002.
  8. Демидов С.С. Леонард Эйлер в развитии математики и математического образования в России // Историко-математические исследования. Вторая серия. Вып. 13 (48). М.: Янус. 2009. Вып.13(48). С. 29 – 37.
  9. Васильев А.В. Николай Иванович Лобачевский. 1792 – 1856. М.: Наука. 1992.
  10. Прудников В.Е. Пафнутий Львович Чебышев (1821 – 1894). Л.: Наука. 1981.
  11. Delone B.N. The St.Petersburg School of Number Theory. Series “History of Mathematics” of American and London Math. Societies. V. 26. 2005.
  12. Дело академика Николая Николаевича Лузина. Отв.ред. С.С. Демидов, Б.В. Левшин. СПб: РХГИ. 1999.
  13. Duren P.L., Zdravkovska S. (Eds.) Golden Years of Moscow Mathematics. Series “History of Mathematics” of American and London Math. Societies. V. 6. 1993.
  14. Тихомиров В.М. Андрей Николаевич Колмогоров. 1903 – 1987. М.: Наука. 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Демидов С.С., Симонов Р.А. Князь Альбертус Долмацкий и первая рукопись по теоретической геометрии на русском языке // Историко-математические Исследования. Вторая серия. 2007. Вып.12(47).Москва: Янус-К. С.50 – 54.
  2. Демидов С.С., Токарева Т.А. Московское математическое общество: фрагменты истории // Историко-математические Исследования. Вторая серия. 2003. Вып.8(43).Москва: Янус-К. С.27 – 49.
  3. Demidov S.S., Tikhomirov V.M., Tokareva T.A. The Moscow mathematical society. Part 1 // European Mathematical Society. Newsletter. 2003. Issue 50. P.17 – 19.
  4. Demidov S.S., Tikhomirov V.M., Tokareva T.A. The Moscow mathematical society. Part 2 // European Mathematical Society. Newsletter. 2004. Issue 51. P.25 – 27.
  5. Московское математическое общество в развитии отечественной математики (к 150-летию основания) // Успехи математических наук. 2015. Т. 70. Вып. 1 (421). С. 189 – 203. (Совместно с В.М. Тихомировым и Т.А. Токаревой.)
  6. Demidov S.S. Saint-Pétersbourg et Moscou, deux capitales // Bartocci C., Odifreddi P. (Ed.) La mathématique. T. 1: Les lieux et les temps. Paris: CNRS Editions. 2009. P. 683 – 703.
  7. Demidov S.S. Peano et la communauté mathématique russe au premier tiers du XX-e siècle // Roero S.C. (Ed.) Peano e la sua scuola fra matematica, logica e interlingua. Atti del Congresso internazionale di studi (Torino, 6 – 7 ottobre 2008). Universita di Torino. Centro di studi per la storia dell’universita. Studi e fonti. XVII.  Torino: Deputazione Subalpina di Storia Patria. 2010. P. 215 – 240.
  8. Профессор Московского университета Дмитрий Фёдорович Егоров и имеславие в России в первой трети ХХ столетия // Семинар. Русская философия (традиция и современность). 2004 – 2009. М.: Русский путь. 2011. 390 – 430.
  9. The origins of the Moscow school of the theory of functions // Technical Transactions. Fundamental Sсiences. Issue 1-NP (7)/ 2014 (111). Wydawnictwo Politechniki Krakowskiej. P. 73 – 84.
  10. Владимир Стеклов: математик на рубеже двух эпох // Труды Математического института им. В.А. Стеклова. 2015. Т. 289. С. 17 - 30.
  11. Демидов С.С., Токарева Т.А. Рождение советской математической школы // Наука и техника в первые десятилетия советской власти: социокультурное измерение (1917– 1940). Под ред. Е.Б. Музруковой. М.: Academia. 2007. C. 347 – 375.
  12. Demidov S.S. Les relations mathématiques franco-russes entre les deux guerres Mondiales // Revue d’histoire des sciences. T. 61. № 2. P.119 – 13.

Перечень вопросов к экзамену

  1. Математическая культура Древней Руси. Нумерация.
  2. Математические памятники Киевской Руси. Кирик Новгородец.
  3. Математические рукописи 15–17 вв. Князь Альбертус Далмацкий и его геометрический труд.
  4. Математическая культура в России в 17 веке. Организация новых школ. Славяно-греко-латинская академия.  «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.
  5. Создание Петербургской Академии наук и первые академики-математики.
  6. Жизнь и творчество Л. Эйлера.
  7. Роль Л. Эйлера в развитии математики и математического образования в России.
  8. Русские ученики Л. Эйлера.
  9. Создание Московского университета. Первые математики университета.
  10. Реформы Александра I. Построение системы народного образования в России. Российские университеты.
  11. Жизнь и творчество М.В. Остроградского.
  12. Н.И. Лобачевский – жизнь и творчество.
  13. Открытие неевклидовой геометрии.
  14. Лобачевский и развитие математики в России.
  15. Московский университет в 30-е годы 19 века. Н.Д. Брашман и Н.Е. Зернов. Рождение в Москве центра математических исследований.
  16. Жизнь и творчество П.Л. Чебышева.
  17. Петербургская математическая школа – школа П.Л. Чебышева.
  18. Школа П.Л. Чебышева. А.А. Марков.
  19. Школа П.Л. Чебышева. А.М. Ляпунов.
  20. Рождение Московского математического общества. Формирование российского математического сообщества. Журнал «Математический сборник».
  21. Московская философско-математическая школа.
  22. Прикладная математика в Москве.
  23. Жизнь и творчество Н.Е. Жуковского.
  24. Жизнь и творчество К.М. Петерсона. Дифференциальная геометрия в Москве.
  25. Философские мотивы в творчестве московских математиков. Н.В. Бугаев.
  26. Конфликт между математиками двух столиц и математика в России в последней трети 19 века.
  27. Жизнь и творчество С.В. Ковалевской.
  28. Рождение Московской школы теории функций.
  29. Жизнь и творчество Д.Ф. Егорова.
  30. Жизнь и творчество Н.Н. Лузина.
  31. Российская математика на пороге Первой мировой войны. Основные направления исследований. Школы.
  32. Российская математика на пороге Первой мировой войны. Российское математическое сообщество. Международные связи российских математиков.
  33. Российская математика в период испытаний – Первая мировая война, революционные события 1917 года, гражданская война.
  34. Жизнь и деятельность В.А. Стеклова.
  35. Восстановительный период: 20-е – начало 30-ых годов. Борьба с «егоровщиной».
  36. Рождение Советской математической школы.
  37. «Дело академика Н.Н. Лузина».
  38.  Советская математика в период Великой Отечественной войны.
  39. Жизнь и творчество А.Н. Колмогорова.
  40. Международный конгресс математиков в Москве 1966 г.
  41. Триумф Советской математической школы (60-е – 70-е годы).

 


 

МАТЕРИАЛЫ К СПЕЦКУРСУ ЧИНЕНОВОЙ В.Н. по ИСТОРИИ МЕХАНИКИ В РОССИИ

Развитие механики в России в XVIII – начале XX вв.

     В спецкурсе освещаются основные направления развития механики в России к началу XVIII в., организация Петербургской академии наук, роль М.В. Ломоносова в организации университетов России. Анализируются труды ученых Петербургской и Московской школ механики. Рассмотрено появление и развитие новых научных направлений (аэро- и гидромеханика, теоретическая группа ЦАГИ, зарождение газовой динамики, теории машин и механизмов, теории упругости и т.д.) и возникновение научных школ.

     В предлагаемом спецкурсе освещается развитие механики, как в области теоретических исследований, так и инженерной практики в их диалектическом взаимодействии. Дается общий обзор развития механических искусств и механики в России. Анализируется научное творчество в области механики М.В. Ломоносова, Л. Эйлера, М.В. Остроградского, П.Л. Чебышева, О.И. Сомова и других ученых, трудами которых была создана отечественная механика. Показан вклад в развитие механики ведущих ученых России Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, А.М. Ляпунова, заложивших основы советских научных школ механики. Рассматриваются также некоторые вопросы приоритета отечественной науки. Таким образом, создается цельная картина становления и развития механики. При этом развитие механики освещается в ее взаимосвязи с иными научными и техническими направлениями.

     При изложении факты истории механики и техники увязываются с фактами общей истории культуры. Рассматривается культурно-экономическая обстановка в России (начиная со второй половины VII века), реформы Петра I в области образования и просвещения науки, создание Петербургской Академии наук и Петербургского университета). Освещаются основные предпосылки создания Московского университета (М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов), организация кафедры механики (Н.Д. Брашман, Ф.А. Слудский, В.Я. Цингер, А.Ю. Давидов), первых лабораторий и создание специальных кафедр. Показано появление и развитие новых научных направлений (аэро- и гидромеханика, теоретическая группа ЦАГИ, зарождение газовой динамики, теории машин и механизмов, теории упругости и т.д.) и возникновение научных школ.

 


 

МАТЕРИАЛЫ к семинарским занятиям ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ для студентов факультета психологии (Смирнова Г.С.)

Материалы к занятию 1 по пределам https://math.msu.ru/sites/default/files/p_r_e_d_e_l_y_1.pdf

Материалы к занятию 2 по пределам https://math.msu.ru/sites/default/files/p_r_e_d_e_l_y_2.pdf

 

Дополнительные консультации Смирновой Г.С. , если потребуются, будут проходить он-лайн в Google Meet по ссылке https://meet.google.com/okd-tqzw-xrb  . Для того, чтобы воспользоваться этой ссылкой, Вы должны находиться в Google-аккаунте.